Энтузиазм в жизни не мелочь, а необходимость...


27 февраля 2011 г.

Как грамотно планировать проект

В написании этого поста я использую материалы и идеи образовательной программы Intel.
В свое время очень многое почерпнула здесь и вам советую посетить этот сайт.

Всегда у учителя еще до "запуска" проекта возникает вопрос: "С чего начать?" Дальше

Чтобы не получилось так, что дети делают вид, что они что-то проектируют, а учителя делают вид, что учат проектированию, чтобы не получилось, как много-много раз до того: сделали все, что угодно (реферат, доклад, презентацию - хотя и это может быть проектным продуктом, речь сейчас не об этом), но только не проект... Так с чего же начать? Самое первое и важное: проект требует проблемы самого ребенка, если она исходит не от него, не им "выявлена", не им "рождена", мы рискуем получить еще один никому не нужный - даже слово не могу сразу подобрать ... фикцию что ли. Детям в проекте нужно работать над проблемой реально интересующей его, которая "здесь и сейчас", которая рядом с ним, от решения которой могут выиграть сам ребенок или те, кто находится рядом.

А сейчас о том, как правильно спланировать ваш проект.
Планирование проекта не является линейным процессом. Чтобы улучшить и сам проект, и продвижение детей в проекте, учитель часто вынужден циклично возвращаться на предыдущие стадии для согласования всех частей. Хорошие проекты разрабатываются, имея ввиду их завершение. Чтобы ученики не были введены в заблуждение, что от них ожидается, при разработке проекта важно связать планируемую деятельность с достижением учебных целей. Это означает, что мы начинаем с целей проекта, определяем, что ученики должны знать и потом определяем то, как мы хотим этого достигнуть. Все это делается до того, как планируется учебная деятельность. Такой подход, ориентированный на завершение проекта, помогает проекту сохранить направленность на цели обучения.
Процесс разработки и планирования с виду несложен:
1. Определение учебных целей в соответствии со стандартами и планируемыми навыками высокого мышления.
2. Разработка вопросов, направляющих обучение.
3. Создание плана оценивания (и критериев)
4. Планирование деятельности.
Простота этого процесса обманчива, и учителю следует уделять этому большое внимание.

Воспользуйтесь Листом "Процесс разработки проекта" , для создания собственного плана.

Итак, начало:
Начинается проект с беседы с учениками по вводной презентации учителя (Пример 1, Пример 2).
Ученики заполняют карты "Знаю-Интересуюсь-Научусь" (ваши варианты...), знакомятся к тематикой предлагаемых исследований.
Знакомятся с критериями оценки продукта проекта.
Следовательно, у учителя к этому времени уже разработаны необходимые методические и дидактические организационные материалы.

И еще несколько замечаний.
Конечно, "учебные" проекты - это хорошо, но начинать, по-моему, нужно с "социальных", потому что они уже несут значимость действий, уже содержат зримую проблему, которую ребенок в состоянии выявить сам.

И немного о том, какие-такие метапредметные результаты мы могли бы увидеть, используя проектно-исследовательский метод? Кажется, все, что описывают в Проекте ФГОС общего образования (на стр.9 - 10). Вопрос в том, сколько из практикующих учителей готовы "выдавать" такие результаты, если учесть, что никогда сами не планировали и не осуществляли проектно-исследовательскую деятельность с детьми?
Ну что же, этому мы и пытаемся учиться  на наших занятиях. Все желающие присоединяйтесь, добро пожаловать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий