Энтузиазм в жизни не мелочь, а необходимость...


11 января 2010 г.

17. Рефлексия

"Любое дело можно считать завершенным только тогда, когда оно проанализировано. Разбор полётов нужен для улучшения самих полётов," - такими словами начиналась памятка с рефлексивными вопросами от организаторов эвристических  олимпиад Центра дистанционного образования "Эйдос" 
Именно после первого участия в этих олимпиадах и началось мое "активное рефлексирование".
Но для этого требуется  не только провести анализ своей деятельности и своих "состояний", важно учить детей находить личностные смыслы, ценности того, в чем они собираются участвовать, а также учить их ставить цели: и совсем маленькие (на один урок, например) и глобальные (но выполнимые, с намерением обязательно их осуществить, потому что, если не поддержать действием, это будет либо "прожект",  либо "голубая или розовая мечта").

Рефлексию можно проводить в разных формах и видах, не только в виде ответов на вопросы, но и повествовательно, без пунктов, в любой другой форме: мини-сочинения, притчи, детектива, сказки...
Главное, чтобы в ней было осознание того что вы делали во время  вашего мероприятия, урока, проекта..., что и как с вами происходило.

Синквейн (от французского слова "пять") можно использовать как вид рефлексии.
Хороший инструмент синтеза и обобщения сложной информации и средство творческого самовыражения.
Получается у всех!

Синквейн.

Эссе (от фр. "essai" -  попытка, проба, очерк) - это жанр сочинения небольшого объема. Эссе подразумевает свободу творчества - это главная установка. Это размышление, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Пишем его в свободной композиции и стиле (лучше разговорном). В содержании эссе оценивается в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства. 
Попробуйте!


П - позиция (Я думаю, что...)
О - обоснование (Потому что...)
П - пример (Например...)
С - следствие (Следовательно, я думаю...)

Термометр
Судить по тем или иным аспектам, вопросам занятия (психологическая атмосфера, возможность приобретения новых знаний и др.) можно с помощью графического распределения меток на листах, где изображен градусник. Для ориентации шкала термометра маркируется в верхней, средней и нижней части (например, низкая температура "Я остался холоден...", средняя часть "От этого мне было ни жарко, ни холодно...", вверху - "Я загорелся этой идеей"). Участники выражают свое мнение наклеивая маркеры или делая отметку маркером. Я, например, сделала такую шкалу и распечатала для каждого участника, чтобы он мог развернуто описать какие моменты ему были интересны, какие нет.

Другие рефлексивные техники, методы и приемы

А по этой ссылке Вы можете познакомиться с материалами семинара "Рефлексия в учебном проектировании

Комментариев нет:

Отправить комментарий